МБОУ ТР СОШ №2
Четверг, 18.04.2024, 17:24
Меню сайта

Категории раздела
Психология [5]
Внеклассные мероприятия [25]
Начальная школа [16]
Методическая работа [39]
Классному руководителю [5]
Конспекты уроков, презентации к урокам [20]
Викторины, конкурсы, игры [2]
Социальный педагог [14]

Поиск

Вход на сайт

Наш опрос
Нравится ли Вам учиться в МБОУ ТР СОШ №2?
Всего ответов: 50

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта

Главная » Файлы » Методическая копилка » Конспекты уроков, презентации к урокам

Конспект урока по литературе : "Д. М. Достоевский. Я открываю для себя новое имя..."
11.04.2013, 23:11

Ф. М. Достоевский. Я открываю для себя новое имя…

Слова учителя:  Достоевский - один из самых интересных и трудных писателей, споры о котором  не прекращаются до наших дней. Почему?

Наш урок - попытка ответить на этот вопрос.

Итак, тема  сегодняшнего урока: Ф.М. Достоевский. Я открываю для себя новое имя…

/ сцена публичной казни/

Что вы можете сказать о человеке, который пережил собственную смерть? Каким он вам представляется?

Тоскуя в мире, в аду,

Уродлив, судорожно светел

В своем пророческом бреду

Он век наш бедственный заметил.

Услыша вопль его ночной

Подумал Бог – ужель возможно

Чтоб все, дарованное мной,

Так страшно было бы и сложно?

/ В. Набоков/

Сейчас вы посмотрите презентацию и ваша задача будет заключаться в том, чтобы вы определили, что изображено на том или ином слайде и как это связано с жизнью и творчеством Достоевского.

Сл. 1: портрет Достоевского

Сл.2: родители Достоевского

Пустой слайд:  Почему? Что могло бы быть на этом слайде? Что обычно предваряет каждый обдумать эпиграф и обосновать свою точку зрения. В конце урока мы к этому вернемся.

Сл.4:  Мариинская  больница для бедных, где родился Достоевский и где служил его отец. Может быть, картины жизни обездоленных, увиденные в детстве, объясняют главную тему творчества Достоевского. – тему униженных и оскорбленных.

Сл. 5: Михайловский замок в Петербурге, где находилось главное военно-инженерное училище, куда поступил Достоевский по настоянию отца.

Сл. 6: Памятник Пушкину в Москве. П.- любимый поэт Достоевского, многие его произведения Достоевский знал с детства. В конце жизни Достоевский будет удостоен чести произнести речь на открытии памятника. Речь была столь блестяща, что привела публику в восторг.

Сл. 7: Начало литературной деятельности.  Уйдя в отставку, Достоевский посвящает себя литературе, о чем всегда мечтал. Первое произведение «Бедные люди» привело в восторг Некрасова, а затем и Белинского.
Сл.8: Участие в кружке Петрашевского, где обсуждались вопросы дальнейшего развития России, необходимость реформ, читались запрещенные произведения.

Сл. 9: Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где содержался Достоевский после ареста в одиночной камере и где был приговорен к смерти.

Сл. 10: Омская тюрьма, где писатель отбывал каторгу 4 года. Изменения его политических взглядов; отказ от революционной борьбы, т.к. диктатура невозможна без насилия, способ изменения общества – изменение самого себя.

Сл. 11: В Семипалатинске Достоевский служит солдатом после окончания каторжных работ. Пишет произведения « Дядюшкин сон»; «Село Степанчиново и его обитатели».

Сл. 12: Жена Достоевского – Анна Сниткина. Повезло не только писателю, но и всей русской литературе. Без этой женщины Достоевский не смог бы написать многие из своих произведений.

Сл.13: 60-ые 70-ые годы – вершина творчества.

Сл. 14: 1886 год. Выходит в свет роман « Преступление и наказание» одно из самых значительных произведений.

Несколько слов  о романе:

История создания романа. В каких условиях Достоевский приступал к написанию романа?

/ один из самых сложных периодов в жизни! Смерть брата, огромные долги, полное безденежные кабельный договор с издателем, работа одновременно над двумя произведениями, в 25-ти дневный срок написан роман «Идиот»./

Особенности композиции:

В романе 6 частей. 1 часть – преступление и наказание. (почему именно так? Иллюстрация).

На следующих уроках мы будем более подробно знакомится, с этим романом, а сейчас тест, который покажет вашу подготовку к сегодняшнему уроку и ваше внимание.

 

1    Укажите годы жизни Достоевского:

1.     1818-1904

2.     1821-1881

3.     1801-1861

4.     1824-1884

 

2.    В каком учебном заведении получил образование Достоевский:

1.     В Петербургском университете

2.     В высшем военно-инженерном училище

3.     В Царскосельском лицее

4.     В Московском университете

 

3.    Достоевский был приговорен к смертной казни за то, что он был членом:

1.     Кружка 16-ти

2.     Кружка Петрашевского

3.     Группы « Народная воля»

4.     Общества Нечаева «Народная расправа»

4. Какую книгу  подарили каторжникам жёны декабристов:

   1. «Что делать?» - Чернышевского

   2. «Вольность» - Радищева

   3. « Горе от ума»- Грибоедова

   4. Евангелие

 

5. Сколько лет пробыл Достоевский на каторге и в ссылке:

1.    10 лет

2.    5 лет

3.    7 лет

4.    15 лет

 6.Достоевский отбывал каторгу:

    1. В Братске

    2. В Мценске

    3. В Вятке

    4. В Омске

 7.Какое из произведений написано не Достоевским:

   1. «Неточка Незванова»
   2. «Бесы»

   3. «Идиот»

   4. «Обыкновенная история»

 8. Когда был опубликован роман «Преступление и наказание»:

                 1. 1859 г.

                 2. 1865 г.

                 3.1961 г.

                 4. 1866г.

А теперь возвращаемся к началу урока. Какой эпиграф вы подобрали к 

 

нашему уроку?  Несколько вариантов могу предложить я, а вы обоснуете свой выбор.

1.    Мир надо переделать – начнем с себя.

2.    Человек есть тайна, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.

3.    Красота спасет мир.

4.    Сострадание есть главнейший, а может быть, единственный закон бытия всего человечества.

И подводя итог нашему уроку, хочется сказать, что фигура Ф.М. Достоевского на литературном небосклоне неоднозначна, вокруг этого великого автора и по сей день не запихают споры великий человек – загадка не только для нас, но и при нем на уровне, а это может означать только одно – писатель востребован, гениален и неповторим и на сегодняшний день  интерес к его творчеству и личности необычайно возрос о популярности Достоевского говорят следующие факты:

1.    В 2005 году во Флоренции / Италия/ на одном из зданий была открыта мемориальная доска здесь Достоевский закончил работу над романом «Игрок».

2.    10 октября 2006 года президент РФ В. Путин и федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель открыли в Дрездене памятник Достоевскому.

3.    Один из кратеров на меркурии носит имя Ф. Достоевский.

4.    В 2010 году режиссер В. Хотиненко приступил к съёмкам многосерийного фильма о Достоевском, который вышел на экраны в 2011 к 190-летию Достоевского.

5.    В 2010 году открылась 181 станция Московского метрополитена «Достоевская». На стенах станции изображены сцены, иллюстрирующие 4 романа: «Идиот»; «Бесы»; «Братья Карамазовы»; «Преступление и наказание».

 

 

Категория: Конспекты уроков, презентации к урокам | Добавил: тоника
Просмотров: 3169 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: