Ф. М. Достоевский. Я
открываю для себя новое имя…
Слова учителя:
Достоевский - один из самых интересных и трудных писателей, споры о
котором не прекращаются до наших дней.
Почему?
Наш урок -
попытка ответить на этот вопрос.
Итак,
тема сегодняшнего урока: Ф.М.
Достоевский. Я открываю для себя новое имя…
/ сцена публичной
казни/
Что вы
можете сказать о человеке, который пережил собственную смерть? Каким он вам
представляется?
Тоскуя в мире, в аду,
Уродлив, судорожно
светел
В своем пророческом
бреду
Он век наш бедственный
заметил.
Услыша вопль его ночной
Подумал Бог – ужель
возможно
Чтоб все, дарованное
мной,
Так страшно было бы и
сложно?
/ В. Набоков/
Сейчас вы
посмотрите презентацию и ваша задача будет заключаться в том, чтобы вы
определили, что изображено на том или ином слайде и как это связано с жизнью и
творчеством Достоевского.
Сл. 1: портрет Достоевского
Сл.2: родители Достоевского
Пустой слайд:
Почему? Что могло бы быть на этом слайде? Что обычно предваряет каждый
обдумать эпиграф и обосновать свою точку зрения. В конце урока мы к этому
вернемся.
Сл.4:
Мариинская больница для бедных,
где родился Достоевский и где служил его отец. Может быть, картины жизни
обездоленных, увиденные в детстве, объясняют главную тему творчества Достоевского.
– тему униженных и оскорбленных.
Сл. 5: Михайловский замок в Петербурге, где
находилось главное военно-инженерное училище, куда поступил Достоевский по
настоянию отца.
Сл. 6: Памятник Пушкину в Москве. П.-
любимый поэт Достоевского, многие его произведения Достоевский знал с детства.
В конце жизни Достоевский будет удостоен чести произнести речь на открытии
памятника. Речь была столь блестяща, что привела публику в восторг.
Сл. 7: Начало литературной
деятельности. Уйдя в отставку,
Достоевский посвящает себя литературе, о чем всегда мечтал. Первое произведение
«Бедные люди» привело в восторг Некрасова, а затем и Белинского.
Сл.8: Участие в кружке
Петрашевского, где обсуждались вопросы дальнейшего развития России,
необходимость реформ, читались запрещенные произведения.
Сл. 9: Алексеевский равелин Петропавловской
крепости, где содержался Достоевский после ареста в одиночной камере и где был
приговорен к смерти.
Сл. 10: Омская тюрьма, где писатель отбывал
каторгу 4 года. Изменения его политических взглядов; отказ от революционной
борьбы, т.к. диктатура невозможна без насилия, способ изменения общества –
изменение самого себя.
Сл. 11: В Семипалатинске Достоевский служит
солдатом после окончания каторжных работ. Пишет произведения « Дядюшкин сон»;
«Село Степанчиново и его обитатели».
Сл. 12: Жена Достоевского – Анна Сниткина. Повезло
не только писателю, но и всей русской литературе. Без этой женщины Достоевский
не смог бы написать многие из своих произведений.
Сл.13: 60-ые 70-ые годы – вершина творчества.
Сл. 14: 1886 год. Выходит в свет роман «
Преступление и наказание» одно из самых значительных произведений.
Несколько слов о романе:
История
создания романа. В каких условиях Достоевский приступал к написанию романа?
/ один из
самых сложных периодов в жизни! Смерть брата, огромные долги, полное
безденежные кабельный договор с издателем, работа одновременно над двумя
произведениями, в 25-ти дневный срок написан роман «Идиот»./
Особенности композиции:
В романе 6
частей. 1 часть – преступление и наказание. (почему именно так? Иллюстрация).
На следующих
уроках мы будем более подробно знакомится, с этим романом, а сейчас тест,
который покажет вашу подготовку к сегодняшнему уроку и ваше внимание.
1
Укажите годы жизни Достоевского:
1. 1818-1904
2. 1821-1881
3. 1801-1861
4. 1824-1884
2.
В каком учебном заведении получил
образование Достоевский:
1. В Петербургском университете
2. В высшем военно-инженерном училище
3. В Царскосельском лицее
4. В Московском университете
3.
Достоевский был приговорен к смертной
казни за то, что он был членом:
1. Кружка 16-ти
2. Кружка Петрашевского
3. Группы « Народная воля»
4. Общества Нечаева «Народная расправа» 4. Какую книгу подарили каторжникам
жёны декабристов:
1. «Что делать?» - Чернышевского
2. «Вольность» - Радищева
3. « Горе от ума»- Грибоедова
4. Евангелие
5. Сколько лет пробыл Достоевский на
каторге и в ссылке:
1. 10 лет
2. 5 лет
3. 7 лет
4. 15 лет
6.Достоевский отбывал каторгу:
1. В Братске
2. В Мценске
3. В Вятке
4. В Омске
7.Какое из произведений написано не Достоевским:
1. «Неточка Незванова»
2. «Бесы»
3. «Идиот»
4. «Обыкновенная история»
8. Когда
был опубликован роман «Преступление и наказание»:
1. 1859 г.
2. 1865 г.
3.1961 г.
4. 1866г.
А теперь
возвращаемся к началу урока. Какой эпиграф вы подобрали к
нашему
уроку? Несколько вариантов могу
предложить я, а вы обоснуете свой выбор.
1.
Мир надо переделать – начнем с себя.
2.
Человек есть тайна, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.
3.
Красота спасет мир.
4.
Сострадание есть главнейший, а может быть, единственный закон бытия всего
человечества.
И подводя
итог нашему уроку, хочется сказать, что фигура Ф.М. Достоевского на литературном
небосклоне неоднозначна, вокруг этого великого автора и по сей день не запихают
споры великий человек – загадка не только для нас, но и при нем на уровне, а
это может означать только одно – писатель востребован, гениален и неповторим и
на сегодняшний день интерес к его
творчеству и личности необычайно возрос о популярности Достоевского говорят
следующие факты:
1.
В 2005 году во Флоренции / Италия/ на одном из зданий была открыта мемориальная
доска здесь Достоевский закончил работу над романом «Игрок».
2.
10 октября 2006 года президент РФ В. Путин и федеральный канцлер ФРГ
Ангела Меркель открыли в Дрездене памятник Достоевскому.
3.
Один из кратеров на меркурии носит имя Ф. Достоевский.
4.
В 2010 году режиссер В. Хотиненко приступил к съёмкам многосерийного
фильма о Достоевском, который вышел на экраны в 2011 к 190-летию Достоевского.
5.
В 2010 году открылась 181 станция Московского метрополитена
«Достоевская». На стенах станции изображены сцены, иллюстрирующие 4 романа:
«Идиот»; «Бесы»; «Братья Карамазовы»; «Преступление и наказание».
|