Ф.И.Тютчев «О, как убийственно мы любим…» Класс:10 Оборудование : портреты Ф.И. Тютчева , портреты
четырех героинь, слайд- шоу , проектор Цель: познакомить учащихся с «музами»
поэта, дать более полный поэтический портрет Тютчева 1.Учитель:Тема нашего урока заключается в строках Ф.И. Тютчева
«О, как убийственно мы любим…» Речь пойдет о женщинах, чьи имена неразрывно
связанны с судьбой поэта. О тех, благодаря которым появились бессмертные
лирические строки, навсегда вошедшие в сокровищницу русской классической
литературы, строки о великом чувстве, которые всем вам предстоит испытать.
Любовная поэзия Тютчева - это целая повесть , в которой есть свои прологи и
начала , взрывы и кульминации, хаотические брожения душу и гармонические
разрешения. Наконец, есть свои эпилоги . Первое
женское имя, которое прозвучит сегодня на уроке- Амалия фон Лерхенфельд, в
замужестве баронесса Крюденер, та самая Амалия, которой посвящено знаменитое
тютчевское « Я встретил вас- все былое…»(звучит романс) и другие стихотворения,
носящие название «мюнхенского» цикла. Кто же она,
чем пленила юная девушка сердце русского дипломата? (доклад об Амалии фон
Лерхенфельд подготовленного ученика) Учитель:Одно из стихотворений
« Я помню время золотое…» было посвящено 16-летней Амалии, и спустя
почти 40 лет ей же посвящено стихотворение « Я встретил вас…» 2. Сопоставительный текстуальный анализ двух
стихотворений ( на каждый парте текст стихотворений) Беседа по вопросам а) Каковы ключевые образы в этих стихотворениях? Как они связаны? ( в первом это Она, ее поэтический облик,
черты ее внешности, связанные с картинами мира внешнего. Во втором- это Он, его
чувства, не умолкавшие долгие годы. Здесь не важен его облик- важна его
внутренняя духовная жизнь) б) Какое время года и суток изображается в первом стихотворении? Какой поэтический
смысл при этом выявляется? Важно ли время года во втором стихотворении? в) Как связаны облик возлюбленной и картины природы в
первом стихотворении? г) какие художественные средства использует автор в
тексте второго стихотворения? С какой целью? ( анафоры, синтаксический
параллелизм ) д)какое из двух стихотворений исполнено большего
философского подтекста? Аргументируйте. Следующее имя- ЭЛЕОНОРА ТЮТЧЕВА
(доклад) 3) Вечным апрелем называли дочери Тютчева Эрнестину, как
вы думаете, какой смысл вложен в эти слова- вечный апрель (доклад ученика) Эрнестине
посвящено множество стихотворений: «Восток белел, ладья катилась…», «Не знаю я
,коснётся ль благодать…», «В душном воздухе молчанье…», а одно из
стихотворений, посвященное Эрнестине , написано
на французском языке (звучит стихотворение в оригинале) 4.Учитель:
Из длинного
списка имен, желанных сердцу поэта,-
писал его биограф , - нам известно только четыре имени: Амалия, Элеонора,
Эрнестина и Елена. Три иностранные имени и только одно русское! Но это
единственно русское имя стало роковым для Тютчева. Им определилось все самое
значительное в его лирике. (доклад о Елене Денисьевой). Вывод:
Итак ,главное, что увидел и высоко
оценил в женщине, - это силу чувства. Любовь для поэта – и «блаженство», и
«безнадежность», и напряженное чувство, несущие человеку страдание и счастье, «
поединок роковой» двух сердец. Домашнее
задание: Сочинение
-миниатюра « О чем бы я хотел(а) поговорить с Ф.И.Тютчевым?» |