МБОУ ТР СОШ №2
Воскресенье, 19.05.2024, 16:42
Меню сайта

Категории раздела
Психология [5]
Внеклассные мероприятия [25]
Начальная школа [16]
Методическая работа [39]
Классному руководителю [5]
Конспекты уроков, презентации к урокам [20]
Викторины, конкурсы, игры [2]
Социальный педагог [14]

Поиск

Вход на сайт

Наш опрос
Нравится ли Вам учиться в МБОУ ТР СОШ №2?
Всего ответов: 50

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта

Главная » Файлы » Методическая копилка » Конспекты уроков, презентации к урокам

Интегрированный урок литературы и истроии "Сложно убить человеческую душу"
13.04.2013, 16:20

                        Интегрированный  урок  литературы и истории в 7 классе

                                          Сложно убить человеческую душу!

  ( по дневнику еврейской девочки Анны Франк, погибшей в нацистском     концлагере)

                                                Урок подготовлен учителем русского языка и литературы Плотниковой О.И. и учителем истории Разумининой И.В.

                                                                                       МОУ СОШ №2 г. Торопца

                                                              Цели урока:

-определить жизненные ценности современного подростка через анализ исторического и документального материала;

-воспитывать у обучающихся  активную жизненную позицию и негативное отношение к проявлениям всякого рода дискриминации;

-учить искоренять в себе отрицательные качества характера.

Ход урока:

  Учитель истории.  Введение в тему  урока через применение деятельностного подхода. Совместное с учащимися формулирование целей урока .

Тема сегодняшнего урока…  Исходя из неё, можете ли вы сказать, о чём, по-вашему, пойдёт сегодня речь и о ком?

Эта девочка прошла все ужасы оккупации и концлагеря, но при этом ей хватило силы вести дневник. Как вы думаете, почему она вела дневник?

А что ещё может помочь человеку выжить в самые тяжёлые моменты его жизни. (Любовь, сострадание)

Итак, о чём, как вы думаете, пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Попробуйте сформулировать цели сегодняшнего урока.

-          На примере дневника Анны Франк научиться сострадать, любить, ценить жизнь (ведь она такая хрупкая у каждого из нас)

-          Помнить о тех, кто отдал свою жизнь в борьбе с фашизмом, подарив жизни нам

-          Не забывать о том ,что даже маленький человек может быть сильным, всё перетерпеть и не склонить головы перед страшной опасностью или трагедией

-          Узнать как можно больше о страшных страницах в истории человечества, не забывать об этом, чтобы подобное не повторялось

-          - мы должны понять, что наша прекрасная голубая планета, как и люди, нуждается в защите. Поэтому войны быть не должно!

 

  Учитель литературы.   13-летней девочке подарили тетрадку, и она аккуратно вывела на обложке: «Дневник».

Пройдёт несколько лет, и эта тетрадь в скромной обложке будет издана, а ещё через несколько десятилетий записи девочки станут мировым бестселлером.

 ? Что в них такого особенного? Кто эта девочка?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы перенесёмся  в Европу 30- годов,  в которой всё большую силу набирал фашизм.(отрывок из фильма)

Учитель истории. Работа с понятиями:

«Фашизм».  Наиболее страшное из всего, что придумано человечеством для истребления человека, - это фашизм – самая крайняя форма проявления насилия над людьми. Фашистский режим утвердился в Италии и Германии в конце 30-х годов 20 века и сразу превратился в мощное орудие, направленное на уничтожение человечества, это расистская теория построена была на утверждении господства одной расы над другой, на физической и психической неравноценности человеческой расы, на разделении людей на высшие и низшие расы. (Справка о фашизме)

« Концлагеря». Проводники фашизма, фашисты, создали целые «фабрики» по уничтожению людей – концлагеря, куда в огромном количестве сгоняли, свозили людей разных наций: русских, французов, чехов, поляков, ну и, конечно ,евреев. (Справка о концлагерях)

«Геноцид». (Как фундамент фашизма по сей день считается одним из тягчайших преступлений человечества, это умышленное человеческое уничтожение людей по расовым, этническим или религиозным признакам. Такие преступления совершались в массовых масштабах гитлеровцами во время второй мировой войны, особенно против славян и еврейского населения.

«Дискриминация».

 В чём ,по вашему мнению, истоки расизма, национализма?

«Холокост». Есть такое слово «холокост». Это и есть политика уничтожения еврейского населения. Вопрос классу: А вы слышали о концлагерях?

Когда я думаю о тех злодеяниях, которые совершили фашисты против людей(стариков, женщин, детей), я невольно задаюсь вопросом: Неужели когда-то это будет забыто? Ведь если люди забывают уроки истории, она может повториться: и тогда вновь прольётся человеческая кровь и миллионы невинных людей станут жертвами или пойдут убивать сами, что ещё страшней и бесчеловечней.

В годы 2-й мировой войны (1939-1945) на борьбу с фашизмом поднялись и стар и мал. Кто-то с оружием в руках, а кто-то с ручкой и тетрадкой, как та маленькая девочка, о которой речь пойдёт сегодня на уроке.

Учитель литературы. Прошлое преподаёт нам уроки в виде воспоминаний прошедших через ад  простых людей.

И вот та скромная тетрадка девочки по имени Анна Франк, её дневник -очевидец страшных событий, происходивших  в Нидерландах во время войны. Он  стал мировым бестселлером  не только  из-за своей пронзительной интонации, но и главным образом потому, что объединяет в судьбе одной девочки миллионы человеческих трагедий, связанных с фашизмом.

1. Кто же  такая Анна Франк? (сообщение ученицы)

Учитель литературы. Перед нами уже не вымышленный, а подлинный дневник. Его героиня – ровесница Адриана  Моула: она начинает его 13-летней девочкой, в 1942 году. А последние  страницы относятся к 1944 году, когда Анне 15 лет.

2.Найдите в записи от 2 января 1944 года,  почему этот дневник так важен для Анны?

3.Согласны ли вы с тем, что дневник можно отнести к жанру мемуарной литературы?

В записи от 15 июля   Анна рассуждает о том, кому труднее в Убежище - молодым или взрослым

4.Согласны ли вы с ней?                                                                                                                                                            

5. Действие дневника Анны разворачивается на фоне страшных исторических событий.  О чём говорит  тот факт, что в это время девочка создаёт дневник, полный личных переживаний по поводу: (продолжите)

Война не может  так просто и легко убить в человеке живую душу. Человек продолжает думать о себе и о других, продолжает  любить, творить. Искать своё истинное «я». Жизнь продолжается, и тем более страшно, что война в любой момент может оборвать мечты, надежды, саму жизнь, как это и случилось с Анной Франк.

6.Как объясняет Анна своё желание вести дневник? (стр.4) А когда Анна попадает в Убежище, чувство одиночества , оторванности от прежней, беззаботной жизни усиливается, и дневник начинает играть очень важную роль в жизни Анны. Теперь у неё больше времени на размышления, самоанализ, она становится серьёзней, нравственно взрослеет.

Учитель истории (дневник Тани Савичевой)

7.О каких двух  «Я» Анны можно говорить ,судя по её дневнику?(стр.13)

8.Проследите по тексту, как меняются взаимоотношения Анны с родителями?

9.Как Анна работала над своим характером? (запись от 15 июля)

Из записей Анны видно, что взгляд её на разногласия с родителями  со временем меняется, она понимает, что сама во многом была виновата. А ведь как часто многие из нас говорят: «Никто меня не понимает». А при этом сами не задумываются над тем , каково окружающим их людям. Наверное , нужно уметь всматриваться не только в себя, но и в окружающих нас людей.

Хочу напомнить вам: Анне принадлежит и ещё очень серьёзная мысль: главный воспитатель человека- он сам.

10.Почему Анна ведёт свой дневник, обращаясь к вымышленной подруге? Что дало Анне общение с Питером? Почему оно так было ей необходимо?

11.Как вы думаете, оптимист или пессимист Анна?

12. С каким высказыванием матери она не могла согласиться? Что поддерживало её в трудные минуты? ( стр.15)

  Последние страницы дневника.

Вера

13. Во что верит Анна?(стр.20)

Любовь

Красоту

Доброта  человеческой души

14.На что надеется Анна?

Прекратится жестокость

Вернётся мир и покой

Рефлексия. Понравился ли вам урок? Как работали на уроке? Захотелось ли вам узнать что-то ещё об Анне Франк?

Домашнее задание- ответить на вопросы учебника.

 

 

 

 

 

Категория: Конспекты уроков, презентации к урокам | Добавил: тоника
Просмотров: 2875 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: